Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр,
логопед, воспитатель детского сада и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне
еще и детский психолог? А если нужен, то с какого возраста? Чем детский
психолог отличается от других специалистов? Когда нужно к нему обращаться? Эти
и многие другие вопросы часто волнуют родителей. Попробуем ответить на
некоторые из них.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни
с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не
имеет права ставить диагноз, выписывать рецепты. Он занимается не состоянием
внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень
детских проблем с точки зрения детского психолога весьма обширен и
напрямую зависит от возраста. Например, для ребенка-дошкольника он может быть
таким:
§ как развита мелкая
(пальчиковая) моторика ребенка?
§ как хорошо он воспринимает
зрительные образы, слуховые, осязательные?
§ умеет ли ребенок
различать цвета, формы, величины и т.д.?
§ насколько он
внимателен?
§ каковы особенности
памяти ребенка? Что он лучше запоминает – изображения или звуки, стихи или
прозу?
§ каков уровень
интеллектуального развития ребенка? Владеет ли он обобщающими понятиями типа
«Фрукты», «Овощи», «Посуда» и многими другими? Может ли сравнивать предметы
друг с другом? Находить выход из неожиданной ситуации? Фантазировать? Шутить?
Оценивать себя и других?
§ насколько ребенок
эмоционален? Богатая ли у него мимика? Какие чувства у него преобладают? А как
он их проявляет?
§ как ребенок обычно
ведет себя в одиночестве, с родителями, с другими детьми, в новой обстановке?
§ как ребенок
воспринимает свою семью? Удовлетворяют ли его те отношения, которые в ней
сложились?
§ в каком возрасте лучше
отдавать ребенка в школу? Когда ребенка можно считать готовым к школьному обучению?
Можно ли прогнозировать трудности в обучении ребенка и заранее «подстелить
соломку»?
Это далеко не всё, что интересует детского психолога, потому что для
каждого возраста есть свои вопросы, каждый возраст предъявляет свои
требования к уровню развития ребенка. Очень важно не завышать их, т.е.
не требовать от ребенка того, что он в принципе не способен сделать в том или
ином возрасте, но и просмотреть проблему, отмахиваясь – «Да он еще маленький,
успеет узнать» - тоже опасно.
Например, ребенок затрудняется ответить на вопрос:“Скажи, какое слово
лишнее из слов «яблоко, морковь, лимон, груша»?”. Если этому ребенку 3 года -
не переживайте, это вопрос для более старшего возраста! А если ему пять, а тем
более шесть лет, – необходимо разобраться, в чем причина затруднения?
Оказывается, таких причин может быть достаточно много:
§ у ребенка снижен слух;
§ для этого ребенка
слуховой канал получения внешней информации не является главным, для него более
значимой может быть зрительная или тактильная информация;
§ у ребенка снижен
интеллект (а этому могут быть свои причины — от последствий заболеваний,
перенесенных мамой во время беременности, до педагогических упущений — с
ребенком занимались мало или не совсем тем, что ему было необходимо); другие
причины.
§
Детский психолог, как любой
специалист-практик, не просто изучает состояние ребенка в определенный момент
времени, не просто сопоставляет полученную информацию с нормативными данными (если
такие есть), но, самое главное, помогает найти пути решения имеющейся
проблемы. Даже из короткого примера, приведенного выше, очевидно, что это могут
быть очень разные рекомендации. В одном случае необходимо обратиться с
специалисту-сурдологу. В другом случае необходимо организовать обучение с
преимущественно зрительным предъявлением информации. В третьем случае
необходимо обследовать ребенка у врача-невропатолога и/или организовать цикл
развивающих занятий, посоветовать родителям, чему и как именно стоит обучать
ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий